Мощение садовых дорожек и площадки под автомобиль
На загородном участке всегда найдутся зоны, испытывающие повышенную нагрузку во время эксплуатации. В первую очередь, это площадка возле гаража и подъездная дорога к нему. К их обустройству нужно отнестись со всей ответственностью, ведь результатом работы будут безопасное движение по участку и удобная парковка автомобиля. Как сделать надежный и долговечный подъездной путь и обустроить въезд в гараж? Обо всем по порядку.
Общие правила
Мощение обычных садовых дорожек и мощение дороги для проезда автомобиля, конечно же, имеют некоторые отличия. Обратите внимание на основные правила для мощения территорий с повышенной нагрузкой, перед тем как проектировать свой участок:
- Выбирайте для трассы и площадки перед гаражом участки с прочным грунтом.
- Трассу необходимо хорошо дренировать, чтобы избежать проседания грунта во время эксплуатации.
- Подъездной путь выбирайте покороче, избегая значительных перепадов по высоте.
- Следите за тем, чтобы крутизна дороги не превышала 12% (12 метров подъема на 100 метров пути).
- Если сильного уклона избежать не удается, нивелируйте крутизну пути с помощью изгибов и поворотов.
- На площадке перед гаражом радиус разворота должен быть не менее 4,5 метра.
- Стоянка должна быть почти горизонтальной, допускается уклон не более 4%.
- Для стока поверхностных вод соблюдайте минимальный уклон подъездного пути около 2%.
Подготовка грунта и устройство дорожного полотна
Самый ответственный и важный этап при мощении территорий с повышенной нагрузкой — это подготовка основания для будущей дороги. Даже самое лучшее покрытие может быть испорчено, если неправильно и некачественно подготовлен грунт для его укладки. Но не стоит переживать за конечный результат, прочитайте наши советы, внимательно изучите свой участок и приступайте к работе. Как подготовить основание для дороги:
1. Необходимо определить тип грунта на участке для устройства дороги. Различные типы грунта имеют соответственно разные характеристики: органическая почва или торф не могут выдержать большие нагрузки, и поэтому практически непригодны для устройства дороги. Осадочные породы и глина при увлажнении превращаются в грязевую кашу, но смешав их с песком или гравием и обеспечив хороший дренаж, можно сделать неплохой путь. Для определения типа грунта существует проверенный тест. Вам нужно снять верхний почвенный слой по планируемой трассе и в течение некоторого времени поездить по этой «грунтовке». Присмотритесь, как ведет она себя в дождь, выступает ли в колее вода, как сырой грунт выдерживает машину. Если в «грунтовке» образуется небольшая колея — это вполне допустимо. Но в том случае, если вода легко выдавливается из грунта, почву нужно убрать и отсыпать специальную подушку.
2. Вам попалась органическая почва или торф. В этом случае почву лучше всего выбрать полностью до слоя, обладающего хорошими несущими характеристиками. Если такой слой не обнаружен на «разумной» глубине, то выберите грунт на глубину до 60 см ниже уровня проектируемой дороги. В полученное «корыто» засыпьте булыжник слоем в 20-30 см, затем уложите слой песка с мелким гравием около 6 см. Заполнитель с мелкой фракцией просыплется в пустоты нижнего слоя и не позволит площадке дать усадку. Полученную отсыпку нужно хорошо утрамбовать и можно приступать к укладке бетонного, асфальтового или брусчатого покрытия по Вашему выбору.
3. Если Ваша основа — это глина или осадочные породы, она насыщена водой и не имеет гумуса, то действуйте следующим образом. После снятия верхнего слоя почвы и подравнивания грунта дно «корыта» нужно порыхлить бульдозерными зубьями или зубьями экскаваторного ковша. В полученные канавки засыпьте чистый щебень слоем не менее 6 см, отсыпку делайте шире полотна будущего пути на 30-60 см в обе стороны. Необходимо устроить хороший дренаж, так как замерзшая вода расширяется и может взломать покрытие дороги. Предлагаем несколько вариантов устройства дренажа:- Утрамбованное почвенное основание дороги отсыпают гравием с размером частиц до 4 см слоем толщиной не менее 10 см, все слои (и отсыпку, и покрытие) укладывают с уклоном для дренажа — Подпочвенный слой сомнительной плотности смешивают со щебнем и утрамбовывают, между грунтом и гравийно-песчаной смесью укладывают специальное влагозащитное синтетическое полотно, все слои имеют дренажный уклон.
Перед укладкой покрытия дорожное полотно нужно выровнять грейдером и утрамбовать тяжелым ручным или дорожным катком.
Выбор материала для мощения дороги и площадки
На мой взгляд, к лучшим видам покрытия для подъездной дороги и площадки возле гаража можно отнести монолитный бетон или вибролитую бетонную плитку. Дороги из монолитного бетона весьма долговечны и прочны. Еще один плюс бетона — дорога из него ощутимо сэкономит семейный бюджет. Такие дороги выглядят обыденно, строго, но они очень практичны в эксплуатации. Если же Вам хочется чего-то более изящного и красивого, выбирайте тротуарную вибролитую бетонную плитку. Такая плитка хорошо переносит большие нагрузки, долговечна, экологична, морозоустойчива и нетребовательна в уходе. Также подъездную дорогу можно замостить кирпичом или клинкером. Перед укладкой верхнего покрытия штучным материалом вам необходимо будет добавить еще один слой к основанию дороги. Обычно это утрамбованный слой штукатурно-бутовой муки толщиной 2,5 см. Дальнейшую укладку верхнего покрытия производите согласно рекомендациям для каждого конкретного материала.
Встроенное освещение
Еще на этапе проектирования дороги не забудьте о встраиваемом освещении. Для этой цели идеально подходят светодиоды, которые можно встраивать прямо в дорожку, не опасаясь за нагрузку от проезжающих по ним автомобилям. Выбирайте источники света невысокой яркости, чтобы избежать ослепляющего эффекта. Светильники предпочтительнее небольшого размера. К слову, светодиоды могут подсвечивать любые светопрозрачные декоративные элементы, встроенные в дорожку при мощении, так что можете поэкспериментировать и вставить несколько прозрачных плиток. Но повторимся еще раз — об освещении нужно подумать заранее, до начала непосредственного мощения дороги и площадки.
Обогрев площадки у гаража
Знакомая для многих картина: зимнее утро, сугробы снега у въезда в гараж, лопата в руках... Конечно, в утренней разминке есть свои плюсы, но для экономии времени и ощущения комфорта можно оборудовать площадку возле гаража кабельной системой обогрева. Такие системы в последнее время получили широкое распространение и используются для обогрева лестниц, дорог, открытых площадок и ступенек. Система состоит из кабеля и устройства управления и напоминает систему «теплый пол», устанавливаемую в домах. Кабельная система обогрева может устанавливаться в различные виды покрытий: асфальт, гранит, тротуарную плитку, мрамор. Нагревательный кабель укладывают непосредственно в бетонную стяжку, поэтому наличие системы обогрева на вашей площадке необходимо запланировать до укладки основного покрытия. При въезде в гараж целесообразнее использовать бронированный кабель, имеющий высокое тепловыделение и рабочую температуру.
Система обогрева работает в ручном и автоматическом режимах, терморегуляторы фиксируют температуру наружного воздуха и наличие осадков и автоматически включают подогрев на площадке. Талая вода сбегает в специальные водосборники, и площадка остается сухой и чистой.
Кабельная система обогрева потребляет не менее 300 Вт/м2, поэтому для экономии ресурсов необходимо грамотно разместить нагревательный кабель. Не всегда есть нужда обогревать всю площадку, можно ограничиться местами под колеями колес. Отдавайте предпочтение системам с «умными» датчиками осадков, использование которых значительно сэкономит потребление электроэнергии.
Успехов в работе!