ЛЕ
Лиза Ежевикина

Что мы едим, как мы едим...

Все начинается с малого. Человек — это не только его мысли, страсти, желания. Это еще и то, что внутри. То, что он ест. То, как он ест.

У нас — сегодняшних — не у всех, но у многих же — утеряна культура питания.

Как ели бабушки? Я понимаю, что в каждой семье по-разному, где-то и в 60-е картошку руками из сметаны вылавливали. Но так в целом — суп переливали в супницы, тарелка под второе, тарелка под салат.

Cупница +с крышкой

Я стала задумываться над этим, когда мы переехали в квартиру бабушки мужа. Старый дом, старая мебель, годами ничего не менялось. Мне нужно было разобрать вещи, расчистить кухню от старой посуды, отобрать хорошее, остальное выбросить, а если годное — отвезти на дачу.

Думала, что выброшу все. Ненужный советский хлам. Почему-то среди моего поколения существует некий миф: во времена бабушек с кухонной утварью, как и со всеми остальными предметами быта, было худо. У нас есть кофеварки, блендеры и хлебопечки, бабушкино же кухонное обустройство представляется какой-то неведомой средневековой доменной печью, дефицитом посуды, не говоря уже о невозможности достать хорошие продукты.

Однако, когда я открыла дверцу старого буфета, я поняла, что все мои представления о «дефицитном тяжелом советском времени» — мягко говоря, не соответствуют действительности. Буфет — этот проводник между поколениями женщин — показал мне свои сокровища: красивейшие супницы, всевозможные кастрюли различных размеров, чугунные сковородки, разнообразные формы для выпечки. Почти не изношенный миксер (как позже выяснилось по пригодности и удобству использования он гораздо лучше моего нового блендера), ручная мясорубка с несколькими насадками, несколько разных терок, красивейшие тарелки — наборы, не разрозненный кошмар, чашки, турки, и — соусник! И кувшинчик под молоко! А еще емкость для сливочного масла. Часто вы пользуетесь последними тремя перечисленными предметами? А вот раньше это был must have.

Молочник фото

Кроме того, я нашла прекраснейшие толстые книги из серии «в помощь хозяйкам». Это были богато иллюстрированные издания 50-х годов со множеством ценных советов, неторопливым слогом, рассказами, как правильно готовить еду, что ставить на стол: что подавать первым, а что на десерт.

Я сразу представила, как бабушка, будучи еще молодой женщиной, сервировала стол. Переливала суп из кастрюли в супницу, раскладывала второе. Масло лежало в масленке, соус к мясу — в соуснике. Понимаете, они если соус, наливая его из соусника! Не какой-нибудь кетчуп из пакета, выдавливая его прямо за столом, а не ленились — готовили соус, а может, и перекладывали покупной в специальный соусник. Варили кофе в турке, подавали с кувшинчиком для молока. И, судя по найденным богатствам, стол был накрыт скатертью. Я нашла будничные, изношенные, не выбрасывали их, любили. И нарядные — с кружевами, расшитые, клетчатые, с бахромой, льняные, с узорами. А к скатертям салфетки из той же ткани. Судя по виду, салфетками пользовались.

Сервировка стола фото

Это так красиво, так правильно. Уклад, добро, семья. Ели на скатерти, суп в супнице, молоко в молочнике.

Я не знаю, что произошло, где та точка, за которой последовал перелом. Когда вдруг выбросили супницы, презрительно отодвинули соусник, спрятали стеклянный заварочный чайник.

Стеклянный заварной чайник

Когда бросили чайный пакетик в чашку, намазали на хлеб кетчуп и уселись смотреть телевизор. Когда убрали скатерти, спрятали столовое серебро, отвезли на дачу фарфоровые тарелки и купили разрозненные, некомплект. Когда словосочетание «чайный сервиз» стало ругательным, синонимом нежелательного подарка, когда выбросили маленькие чашечки, из блюдец от набора стали кормить кошек в подъезде. И начали дарить друг другу огромные кружки с именами, гороскопами и «смешными картинками». Такие чашки не любят стол, накрытый скатертью, им подавай компьютер или телевизор. И как-то вместе с посудой ушла вкусная, технологически верная, свежая еда. Первое, второе и третье. Пирожки и молоко в кувшине.

Может, виной тому телевизоры на кухне. Внимание уделяется не еде, она становится фоном к просмотру телепередачи. Я не знаю. Я не историк быта.

Я знаю только, что когда я начала самостоятельно организовывать свой дом, господствовал тарелочный-майонезно-телевизионный способ приема пищи. Это значит, все наваливают какой-то еды в тарелку, туда же выдавливают майонезов-кетчупов и идут есть перед телевизором. В праздничный обед нет никакой подачи, очередности и сочетаемости блюд, единого стиля. Есть несколько разрозненных майонезных слоеных салатов, которые хозяйка дома по паре ложек наваливает тебе в тарелку. Есть это надо все сразу. Невообразмое мешалово.

Майонезик

Праздник не как возможность попробовать вкусные блюда на сервированном столе, а набивание живота так, чтобы на следующий день страдать от переедания (поедая наутро стоявшие весь вечер в тепле недоеденные салаты).

Параллельно с отсутствием красивого стола начался рассвет полуфабрикатов и так называемой «нямки». Если кто не знает — этим термином называют творения «кулинаров», где не соблюдены технологии приготовления, не учитывается сочетаемость, не выдерживается время готовки (например, курицу могут сначала сварить, а потом начинить сырой картошкой и запекать в духовке часа два), нет никакого смысла и логики. Проще говоря — когда все бессмысленно накрошено, намешано и промазано майонезом, а сверху красивенько украшено розами, вырезанными из вареной морковки.

Именно поэтому, начиная жить самостоятельно, я не могла понять — что готовить, как, из чего. Как есть красиво, а не просто утолять голод. Что-то было утеряно.

Но к счастью, в это время начался рассвет гонений на «нямку», появились кулинары, которые делились правильными технологиями приготовления блюд. Вошла в моду забытая «Книга о вкусной и здоровой пище», появился Джейми Оливер и масса других талантливых поваров. Кулинарные форумы, щедро забитые ужасающими фотографиями «мяска по-французски», были атакованы нормальными кулинарами, которые разбирались в сочетаемости продуктов, способах и технологиях приготовления. Затем была война, «нямку» побеждали рукколой и пловом из баранины, потом победители перессорились между собой из-за различных взглядов на технологию приготовления яичницы-глазуньи.

Сейчас еда — некий маркер, по которому можно опознать своего.

Такие на первый взгляд мелочи как чашки из одного комплекта, красивые тарелки и технологически верно приготовленная еда невероятно важны. Жизненный уклад строится на уходе за домом, системе приготовления пищи и ее поедания. В недавно вышедшем фильме Звягинцева «Елена» ярко показан быт разных слоев общества. И через этот быт показан раскол, который произошел в нашем мире. Красивый завтрак в доме мужа Елены, овсянка и чай из заварочного чайника. В противовес — убогий быт типичного представителя городских окраин — быдла, которое живет в грязной квартире без ремонта, ест на маленькой кухне, заставленной хламом. Миллионы ненужных вещей, замусоренные пространства. Все семейство поедает чипсы, пьет чай из разрозненных чашек одна другой краше. Это все не кинематографическая фантазия, это фотографичное отражение жизни. Некрасивой, захламленной, глупой у одних, и красивой, добротной, сытой, приличной у других. Профессор Преображенский с горячими закусками под водку и Шариков — только в сегодняшние дни.

Оттого и снобизм, в котором обвиняют. Оттого и «кулинарные ср-чи» и аутодафе за «нямку». Именно с еды начинается глобальное.

Конечно, неверно судить о человеке только по тому, что он ест, и выносить вердикты. Бывает же, что самые прекрасные люди не поморщившись съедят оливье с дешевой колбасой. Во всем нужна разумность.

Но еда слишком личное, слишком «мы — то, что мы едим», слишком определяющее, чтобы вовсе не говорить об этом. Я не раз замечала, что лучший способ поссориться с человеком — раскритиковать его еду. Ту, которую он готовит и любит. Можно бесконечно спорить о политике, искренне считая оппонента тупицей, можно прямо говорить, что музыка, которую любит оппонент — депрессивная попса. Но осиновый кол в отношения забьет критика еды. Стоит только отодвинуть тарелку с щедро наваленным тебе салатом «Икра с кетчупом и майонезом» — ты тут же автоматически становишься снобом в глазах товарища.

Конечно, в целом — питекантропов, любящих на новогодний стол поставить «Оливье с колбасой», «Селедку под шубой» и еще пару таких же осточертевших, никак между собой не связанных «салатиков» остается все меньше. Многим уже далеко не все равно, что они едят. Люди начинают следить за питанием, готовить, соблюдая технологии, стараться есть здоровую пищу, понимать, что еда — это не разрозненные «рецептики», это важная часть жизни. Эти люди стараются на праздники накрывать стол красивой скатертью, доставать бабушкины фарфоровые сервизы, украшать стол цветами, класть ножи и вилки из одного комплекта, подавать горячее, сочетающееся с салатом.

А там, глядишь, скоро и соусник вернется на столы. У многих-то уже вернулся!