Государственный кадастровый учет земельных участков
В марте 2008 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «".
При том, что Федеральный закон от 02.01.2000г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» официально не утратил силу, многие из его положений потеряли свою актуальность и не могут применяться на практике. Что же изменилось?
Среди главных новшеств, реализованных в положениях Закона отметим следующие:
- преобразование государственного земельного кадастра в государственный кадастр недвижимости;
- появление нового субъекта кадастровой деятельности — кадастрового инженера;
- закрепление на уровне Федерального закона принципа платности проведения государственного кадастрового учета, порядка согласования местоположения земельных участков с заинтересованными лицами и требований к договору подряда на выполнение кадастровых работ.
Новые заявители
Относительно же самого порядка проведения государственного кадастрового учета в качестве наиболее значимого положения необходимо отметить п. 2 ст. 20 Закона, в соответствии с которым с заявлением о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или иные лица.
Напомним, что ранее, согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 02.02.2000г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» с заявкой о проведении государственного кадастрового учета земельного участка могли обратиться только органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица.
Разрешение обратиться любому лицу с приложением необходимых документов за проведением кадастрового учета обусловлено тем, что в соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» правовую экспертизу документов осуществляет только регистрирующий орган. Поскольку орган кадастрового учета такими полномочиями в силу закона не обладает, и функции его сводятся именно к учету объектов, а не установлению прав на них, законодатель принял решение — учет объекта необходимо провести, а уже регистрирующий орган будет устанавливать, обладает заявитель правом на данный объект или нет.
Больше информации
Расширен и детализирован состав сведений, предоставляемых заинтересованным лицам. Теперь заявителю будут предоставлены:
- копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости;
- кадастровой выписки об объекте недвижимости;
- кадастрового паспорта объекта недвижимости;
- кадастрового плана территории;
- кадастровой справки.
Обязательность межевания
Кадастровый паспорт, необходимый для регистрации прав с 01.03.2008 г., не будет выдаваться, если земельный участок не прошел процедуру межевания.
Исключение предусмотрено только для тех случаев, когда участок является ранее учтенным, то есть предоставленным до введения в действие Земельного кодекса РФ и при этом разрешено его использование для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, положения так называемой «дачной амнистии» в новом законе сохраняются. Даже если участок не прошел процедуру межевания, но сведения о нем есть в государственном кадастре недвижимости, право собственности на него зарегистрировано будет.
Что касается самого документа о межевании, предъявляемого для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, то таким документом в соответствии с законом является межевой план. Форма межевого плана уже разработана и в самое ближайшее время будет утверждена. Теперь межевой план будет заверяться подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего его.
Этап согласования землеустроительной документации в органах Роснедвижимости, вызывающий ранее дополнительные временные затраты, в Законе не предусмотрен.
Кадастровый инженер
Вся ответственность за качество работ и достоверность сведений возложена на кадастрового инженера, который за неоднократное нарушение в течение года требований Закона к выполнению кадастровых работ будет лишаться квалификационного аттестата — документа, предоставляющего право ведения кадастровой деятельности на всей территории Российской Федерации.
Когда соседа не найти
В рамках ранее действовавшего закона трудности вызывало согласование границ со смежными землепользователями в случае, если неизвестны адреса их правообладателей. Сегодня эту проблему будут решать по-новому.
Закон предусматривает, что если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц, извещение о согласовании местоположения границ опубликовывается в печатном издании, являющимся источником опубликования нормативных правовых актов органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Это положительный момент, позволяющий, во-первых, не тратить время на выяснение контактных данных смежных землепользователей, а во-вторых, данное положение должно способствовать заинтересованности самих землепользователей в том, чтобы их адрес проживания или местонахождения был учтен в кадастре недвижимости. Ведь если заинтересованный смежный землепользователь не увидит публикации о согласовании с ним границ земельного участка в средстве массовой информации, через 30 дней границы участка признаются согласованными автоматически и предъявлять претензии будет проблематично. Отметим, что срок учета адреса правообладателя в кадастре недвижимости составляет всего 5 рабочих дней.
Проблемы реализации
Главный вопрос, который волнует большинство заявителей — это сроки проведения государственного кадастрового учета и сроки подготовки выписок из государственного кадастра недвижимости.
Анализ статистических данных показывает, что в некоторых районах Ленинградской области оборот земельных участков настолько высок, что одних только кадастровых выписок в месяц выдается несколько тысяч. При недостаточной штатной численности сотрудников органа государственного кадастрового учета не всегда удается выдерживать законодательные сроки.
Возникают сложности и с толкованием положений нового Федерального закона. Многие нормы доступны для понимания только профессионалам в сфере земельных правоотношений. Структура Федерального закона предусматривает много отсылочных норм, поэтому не зная содержания Закона в целом, а лишь прочитав отдельную статью, понять ее можно весьма искаженно. Проблемы с заполнением новых форм заявлений также вызывает немало вопросов.
Целевая программа автоматизации
В Ленинградской области Областным законом от 02.04.2008г. № 19-оз утверждена региональная целевая программа "Создание автоматизированной системы ведения комплексного кадастра Ленинградской области на 2008-2010 годы.
Принятие данной программы вызвано тем, что как в целом в Российской Федерации, так и в Ленинградской области системы ведения кадастров не согласованы между собой.
Программа предусматривает, что автоматизированная система ведения комплексного регионального кадастра Ленинградской области должна способствовать решению проблемы формирования комплексной, многоаспектной информации о состоянии, развитии и правовом статусе отдельных территорий Ленинградской области, территорий населенных пунктов, сельских и городских поселений, муниципальных районов и Ленинградской
Объем финансирования, необходимый для завершения программы в целом составляет 772323 тыс. рублей, в том числе на 2008 год — 252957 тыс. рублей, 2009год — 303242 тыс. рублей, 2010 год — 216124 тыс. рублей.