Как кризис влияет на on-line продажи?
Товарный рынок на сегодняшний день переживает существенные перемены. Последствия экономической нестабильности сказываются как на офф-лайн, так и на он-лайн бизнесе. Специалисты по исследованию рынка отмечают резкое сокращение спроса на товары ряда отраслей. Прежде всего, страдает сегмент luxury товаров — одежда, драгоценности, автомобили. Значительно упали продажи недвижимости, бытовой техники, повсеместно уменьшаются продажи мобильных телефонов. Кризис не оставил в стороне и сектор DIY: по данным ряда поставщиков DIY товаров продажи упали более чем на 40%. В магазинах мы уже не видим сравнимого с показателями прошлого года количества потребителей. Дилеры пытаются поправить положение, стимулируя покупателей скидками, распродажами, различными бонусными программами, но их усилия не могут привести к значительному изменению положения.
В то же время Интернет-продажи некоторых категорий товаров не подверглись негативному влиянию кризиса. В Интернете вне зависимости от кризиса пользуются спросом некоторые товары класса «Люкс» — одежда и драгоценности, DIY-товары — снегоуборочная техника, лестницы, электроинструмент, бытовая техника — ноутбуки и редкие гаджеты и незначительно упал спрос на мобильные телефоны и телевизоры.
Можно предложить несколько объяснений этому явлению:
- В условиях кризиса крайне важным ресурсом для каждого является время. Время стоит дорого, а возможность его сэкономить становится поистине бесценной. Соответственно, общественность все больше склоняется к быстрому и дистанционному приобретению товаров в Интернет-магазинах. Тем, более что в Интернет обычно дешевле чем в офф лайне.
- Выбор и оценку характеристик товара гораздо проще произвести в Интернет-магазине. Как известно, одним из следствий кризиса стали сокращения штатов, безусловно, затронувшие и торговые сети. Сокращения неминуемо приводят к увеличению доли работ каждого отдельно взятого сотрудника торговой точки. Ни один сотрудник обычного магазина не в состоянии запомнить показатели тысячи товарных предложений. Тем временем, менеджер Интернет-магазина всегда имеет под рукой компьютер с мощной базой данных, каталогами и прайсами, так что потребитель может мгновенно получить необходимую и полную информацию о потенциальной покупке.
- Часть аудитории, которую не затронул кризис, видя значительное уменьшение ассортимента в офф-лайн секторе, приходит к решению о совершении он-лайн покупок. Товарный ряд Интернет-магазинов не потерял своей широты и разнообразия: крупные он-лайн магазины по-прежнему предлагают превосходный выбор.
- Как правило, цены в он-лайн магазинах ниже, чем в офф-лайн. Это закономерно, ведь Интернет-магазин не тратит средства на содержание торговых помещений и имеет намного меньший штат сотрудников. Пропорционально уменьшению издержек, он-лайн продавцы реализуют продукцию по более низким ценам, что, несомненно, имеет решающее значение в кризисных условиях.
Таким образом, существует вероятность того, что не взирая на кризис, продажи в Интернете будут продолжать тенденцию к росту: офф-лайн магазины на данный момент не в состоянии конкурировать с ассортиментом, низкими ценами и оперативностью работы Интернет-магазинов.