Валерий Нефедов: «Сколько людей, столько и ландшафтов...»
Чем заграничные сады отличаются от отечественных? Как правильно выстроить общение с дизайнером при планировании садового участка? Каких ландшафтных решений лучше избегать? На все эти вопросы отвечает Валерий Анатольевич Нефедов — доктор архитектуры, профессор кафедры урбанистики и дизайна городской среды СПбГАСУ.
— Валерий Анатольевич, какие сейчас наблюдаются тенденции в ландшафтном дизайне?
— Сегодня природные формы составляют уже некую устоявшуюся логику, и, помимо привычной жесткой геометрии, вариаций может быть гораздо больше. Заметен уход от традиций, которые проявляли себя в симметрии, циркульности, ортогональности. Если к ним все больше прибавлять альтернативные свободные линии, формы, то в итоге мы получим приближение к современному дизайну.
— В чем может проявиться необычность композиции?
— Иные композиции по набору и по количеству элементов ничем не отличаются от многих других, однако их оригинальность заключается в сталкивании каких-то парадоксальных элементов, идущих от фактуры материала, линии. В этом отношении мировой ландшафт становится все более разнообразным, так как сегодня он вполне способен впитывать новое в рамках страны. В России можно работать с водой, растительным материалом, металлом. Единственное, чего нам не хватает — приобщения к высоким технологиям.
— Можете ли вы привести пример новой формы общения, к примеру, с водой?
— Сегодня вода — это то богатое пластическое средство, которое стоит позатейливее преподнести: так, чтобы она обволакивала какие-то высокотехнологичные поверхности, радовала глаз обилием красок благодаря подсветке. Фонтан раскрывает лишь малую часть водного ресурса.
Заметим, что тонкое водное зеркало где-нибудь в Швеции, Финляндии изначально делают мелководным, и в конце ноября, когда его нужно отключать, то, что было под водой, будет представлять собой выразительную первую линию, живописную фактуру.
Признание того, что мы все-таки северный город, северная страна, вынуждает нас искать приемы, которые нельзя взять, копируя примеры той же Германии, Голландии, Франции. Все свежие решения являются продолжением особенностей страны, климата.
— А если от города перейти к каким-то более мелким формам — дачному хозяйству, что сейчас характерно для нашей страны?
— На мой взгляд, малый масштаб — это шанс на выражение идентичности личности, особого стиля. Но почему-то у нас человек, посмотрев на участок соседей, заказывает себя точно такую же композицию. Вроде бы нужно сделать для себя, а человек заимствует дежурные решения. В менталитете русских нет еще внутренней свободы от стереотипов, которая отличает жителей развитых стран. В идеале, нужно заявить дизайнеру: хочу ландшафт не такой, как у соседа, сделайте мне свое, именное. Пусть его основной чертой будет слишком большое количество элементов, главное — он не похож на другой.
Если бы люди, разные по характеру, состоянию, достатку, заказывали бы действительно разные формы растительности, и не цветы в первую очередь, а, к примеру, цветущие и плодоносящие кусты, разные хвойные, мы бы постепенно пришли к биоразнообразию. А это один индикаторов устойчивого развития ландшафтного дизайна.
— Можете привести примеры типичных решений, которые уже набили оскомину?
— В первую очередь, это рокарии, альпийские горки, подпорные стенки с огромным количеством растительности, все эти банальные водные «каскадики». Это дежурный набор, фактически обнуляющий образование ландшафтного дизайнера, которому заказывают одно и то же. Но для этого ему не нужно учиться, достаточно открыть любой журнал и сделать все, как там написано.
Смысл дизайна — это поиск альтернатив. Ландшафтным дизайнером себя может называть только тот, кто умеет придумать новое, в то время как российский рынок перенасыщен непрофессионалами, которые умеют лишь компоновать подпорную стенку с водным каскадом.
Будущее — за теми, кто настроен получить настоящее образование. Дизайнер должен быть готов к тому, что сначала нужно провести философский диалог с заказчиком. Ведь задача специалиста — раскрыть черты характера клиента, понять особенности его образа жизни, выявить его культурные привязанности, и на основе всего это создавать дизайн.
— Какие свежие решения можно посоветовать людям? С каким материалом стоит поработать?
— Самая большая проблема России — это острейший дефицит информации о новейших достижениях мирового дизайна. Любой уход от стереотипов требует дополнительного образования. Надо искать непохожие вещи, изучать информацию с любых мировых выставок ландшафтного дизайна, где есть хоть какой-то проблеск свежей линии, свежего материала, свежей трактовки. Скажем, у каждой выставки во Франции есть свой девиз. Это касается и любой композиции, подходя к которой вы, не имея специального образования, должны как-то образно ее назвать, выразить ее сущность. Если же это просто нагромождение цветов, камней, и у этого нет названия, то тогда, я думаю, философия очень банальна.
Есть такое понятие «семантика сада». Это смысл, который вы должны сами прочитать, если вам композиция про что-то говорит. Это может быть сад добра или зла, сад радости или грусти. Если сад вам ничего не говорит, значит, дизайнер не сделал нормальную работу. Вся эта образность появляется, когда дизайнер трудится над созданием философии сада. Вот что важно, а вовсе не конкретное сочетание микрорельефа и растительности. Любая настоящая ландшафтная композиция, обладая языком, может с вами говорить. А если вы подходите, а там в ряд выставлены горшочки, а рядом стоит подпорная стенка, никакого общения не произойдет, потому что это просто набор готовых изделий.
— Какие концепции садов чаще встречаются на тех же французских выставках? Какое настроение у этих композиций?
— Это радостные краски, радостные линии. Это некий сад, поднимающий вам настроение. Редко вы встретите композиции, выполненных с использованием поломанных элементов, хотя такое тоже бывает — в стиле кантри, когда посреди сада стоит разломанная телега, и на нее навешаны разные кашпо. Но большинство заказчиков все же просят сделать что-то современное, продвинутое, локальное, радующее — не только каждой позитивной линией, но и свежестью мышления. Это море положительных эмоций, некое послание доброты сада.
— А как выглядит ваш собственный сад?
— Мой сад, который расположен рядом с моим подъездом, я делаю своими руками из подручных материалов. Хочу, чтобы соседи испытывали гордость за то, что вокруг хотя бы что-то обустроено, пусть это даже клочок 10×10 метров.
От каждого из нас зависит, быть ли в городе хотя бы маленькому садику, куда вложена душа, положительные эмоции.
С грустью смотря на наш город зимой, всякий раз мысленно возвращаюсь в скандинавские страны. Допустим, Стокгольм или Хельсинки — это города, которые нас в ландшафте радуют красками. Там нет цветущих, или их не так много. Там может стоять какая-то композиция из вереска, и она вас шокирует, потому что в январе или феврале вы меньше всего ожидаете ярких красок.
И самое главное из таких вещей, которые достойны осмысления, развития, продолжения, это ландшафтные модули психологической поддержки населения в северных странах. Эти модули находятся под стеклом. Температура там поддерживается +20...+25°C. Даже в самую лютую зиму, когда вокруг снег и лед, модули наполнены цветущей растительностью, которой вы любуетесь под фонограмму поющих птиц. Все это сделано, чтобы люди зимой твердо верили в то, что придет теплая весна. Так ресурс природы используется для создания положительных эмоций у человека. В нашем городе с середины сентября до конца мая наступает период, про который мы в ландшафте не думаем. Мы мало используем хвойные и вечнозеленые растения. Обогретые модули просто необходимы для создания приятной атмосферы даже в зимнее время.
— Можно ли применять модули на загородных участках?
— Сегодня технологии позволяют обогревать растения, и это необязательно должна быть теплица. Можно сделать для себя модуль, который будет радовать вас зимой. Там и влажность будет необходимая поддерживаться, и растительность цвести. Морем цветов летом уже давно никого не удивишь. Ценно, если это происходит в холодное время года.
— Если говорить о вашем профессиональном кредо, то вы выступаете за индивидуальность, разговор, коммуникацию?
— Я за коммуникацию, я за то, чтобы люди были разными, и у них были разные ландшафты. Если бы население было более образовано, разбиралось тоньше, интересовалось глубже, не было бы такой массовости в использовании стандартных решений, которую мы наблюдаем в ландшафтном дизайне дачных участков. Важно, чтобы наши люди с детства находились в благоустроенной среде. Тогда ребенок вырастает более креативным и небезразличным человеком.
— Все гениальное — просто. Что можно посоветовать людям, желающим сделать нечто красивое на участке прямо сейчас?
— Взять вьющиеся растения, которые можно по каркасу поднимать на любую высоту, избавиться от убеждения, что засоленные почвы нам все усложняют — ничего подобного, надо поменять рельеф. Необходимо поднять вертикали, и все получится.