Антон Варзин: «Интерьер должен быть как одежда»
Если вы затеяли ремонт, у вас наверняка есть множество предрассудков о работе дизайн-студий. Мифы о дизайне и дизайнерах развеял арт-директор компании ART Studio Design & Construction Антон Варзин.
Антон, ваша студия вела проекты не только в России, но и в Европе. Где вам чаще приходилось сталкиваться с предрассудками относительно работы дизайн-студий — здесь или за рубежом?
Предрассудки и стереотипы, касающиеся работы дизайнеров, заложенные, возможно, еще в детстве, есть практически у всех. Заказчики, которые постоянно живут или хотя бы какое-то время пожили за границей, обычно находят компромиссы между практичностью и эстетикой жилого пространства. К сожалению, большинство россиян пока основываются на типовых, стандартных решениях и мало думают об эстетике.
Так, может, сами дизайнеры в этом виноваты?
Отчасти так и есть. В Петербурге на рынке услуг дизайна и проектирования в последнее время ощущается застой. Все делают что-то однотипное. Копируют идеи друг у друга или у известных дизайнеров. В итоге интерьер получается шаблонным, а творчество превращаются в конвейер: важно выполнить как можно больше заказов. Так что для современного заказчика найти хорошую студию — настоящая проблема. Впрочем, не все гонятся за количеством. Для нас, например, каждый проект — это отдельная история, которую мы полностью проживаем, от начала и до конца.
Вы упомянули типовые решения. Есть какой-нибудь миф о планировке пространства, который сложнее всего развеять?
Самое распространенное — это боязнь открытых пространств. Например, классическое заблуждение, что кухня должна быть отделена от гостиной. Чаще всего это объясняют тем, что запахи пищи из кухни не должны разноситься по комнатам, но они и не разносятся. С современными вытяжками и кондиционерами это давно перестало быть проблемой, но заказчики упорно просят нас отгородить пространство хотя бы мобильными или раздвижными перегородками. На наш взгляд, самое комфортное решение — это совмещенная кухня, гостиная и столовая — так называемая living room, где люди едят, смотрят телевизор, разговаривают — и все это в общем пространстве.
Это подошло бы для квартир-студий, они сейчас популярны.
Не только. Это отличное решение и для больших пространств, коттеджей. Можно создать островную кухню, бар, который, например, плавно перетекает в столовую. В столовой диван, камин — что угодно. Пространство можно зонировать символически, тем же напольным покрытием.
Как понять, нужна, в принципе, помощь дизайнера или нет?
Я считаю, что, если у человека есть только общее представление об интерьере, параметры, идеи, то ему нужна помощь дизайн-студии. А если заказчик, обращаясь к дизайнеру, уже четко знает, как будет выглядеть пространство, то проще, наверное, сделать ремонт самостоятельно, нанять строительную бригаду и управлять ею. Дизайнер здесь не нужен. Он не сможет реализовать свои идеи. Такой проект будет мучением и для него, и для заказчика.
Чего ждать и чего не ждать от работы с дизайнером?
Не стоит ждать, что дизайнер станет вашим приятелем, которого можно водить за руку по салонам и магазинам и чуть ли ни чертить проекты вместе. Это тоже один из стереотипов. Должна быть четкая граница между заказчиком и исполнителем. Множество случаев, когда женщина-домохозяйка специально ищет начинающего дизайнера, чтобы проводить с ним уйму времени, чтобы он выполнял каждый ее каприз. Многие не понимают, что в таком случае нужен не специалист-дизайнер, а просто рабочие руки.
Чего ждать стоит? Профессионализма и того, что дизайнер предложит вам что-то новое, материал, цвет, о котором вы даже не знали.
Может ли дизайнер работать над проектом, находясь в другом городе? Скорее всего, большинство клиентов предпочитают, чтобы он всегда был, как говорится, «под рукой»?
Это сложный вопрос. Действительно, удобно, когда дизайнер рядом. Но не надо забывать, что это проектная работа и ее можно делать удаленно. Что требуется от дизайнера? Выехать на объект, сделать примерный план, зафиксировать интерьер в первоначальном состоянии. После этого он может спокойно работать какое-то время в студии. На этапе воплощения кому-то из специалистов, осуществляющих авторский надзор, уже нужно находиться на месте, чтобы контролировать весь ход работ. Но, кстати, многим заказчикам нужен только проект. Они хотят понимать концепцию, идею, и сами ее воплотить.
Легко ли заказчики принимают новые веяния, новые материалы?
Большинство, увы, боятся современных материалов. Мало используют стекло, натуральный камень. Чаще всего объясяют это маркостью, боясь, что такой пол запачкают дети. Нужно искать компромиссы, тем более современные технологии это позволяют. Например, мрамор может и холодный, и сложный в чистке, но он придает неповторимую атмосферу помещению. Её не сможет создать ни один другой материал.
Работая с заказчиком, мы стараемся открыть для него новые горизонты, познакомить с новыми технологиями, отделочными материалами, необычными коллекциями, предметами интерьера, которые не продаются в России. Сегодня напрямую у европейских фабрик можно заказать новейшие материалы. Мы предлагаем их, стараясь объяснить заказчикам их преимущества.
Есть ли в работе с дизайнером место инициативе заказчика?
Заказчика нужно поддержать, если его идеи здравы и логичны. Если нет, то необходимо аккуратно направить его в нужное русло. Когда дело касается частного интерьера, надо отдавать себе отчет в том, в этом доме или квартире человек будет жить. Дизайнер закончит и перейдет к следующему проекту, а заказчик и его семья будут жить здесь еще десятки лет. Интерьер ведь должен быть как одежда — сидеть по фигуре и чтобы нигде не жало. Если интерьер нравится тому, для которого он был сделан, значит, все удалось. А если получилось так, что он нравится только его автору — это в высшей мере непрофессионально.