Голландский дизайн во время кризиса
В Галерея дизайна / bulthaup в Петербурге с 29 октября открылась «Голландская полка», экспозиция книг по дизайну, архитектуре, моде, фотографии и предметы интерьера из Нидерландов, а также прошла встреча с Еруном Юнте (Jeroen Junte), автором нескольких книг о голландском дизайне. Портал DIY побывал на этом мероприятии, чтобы узнать, что же такое современный голландский дизайн, а также пообщаться о развитии сферы «Do it yourself» (сделай сам) в этой стране.
Ерун Юнте во время лекции
Голландский дизайн как явление появился на мировой сцене около 100 лет назад, благодаря деятельности Геррита Ритвельда (Gerrit Rietveld), входящего в плеяду звезд мирового дизайна первой половины XX века.
Самое известное творение Ритвельда, красно-синий стул, 1918 год
Впрочем, даже не смотря на столь громкое начало, голландский дизайн долгое время не мог похвастаться серьезными достижениями и уж тем более конкурировать с итальянскими или скандинавскими образцами. Серьезный прорыв случился в начале 1990-х, когда Тейо Реми (Tejo Remy) представил на суд общественности тряпичное кресло «Droog» из старых одеял. Эта своеобразная «пощечина общественному вкусу» стала воплощением главных черт голландского дизайна той поры —концептуальности и изрядной доли юмора. Действительно, зачем вырезать из дерева стул или кресло, когда сидеть можно и на самом бревне, достаточно прикрепить к нему спинку?
«Тряпичное кресло» от Тейо Реми
Скамейка-бревно голландского дизайнера Юргена Бея (Jurgen Bey)
Все эти предметы выглядят нарочито провокационными и не всегда практичными. Что же стало поводом для формирования такой самобытной и противоречивой дизайнерской школы в Нидерландах? По мнению эксперта в этом вопроса Еруна Юнте, основополагающими стали несколько факторов: активная государственная поддержка молодых дизайнеров, которые при этом обучались в художественных, а не технических школах, а также отсутствие крупного мебельного производства в Голландии. Фактически, дизайнеры, работающие в маленьких частных мастерских, оказались вольны творить совершенно все, что взбредет им в голову, ведь большую часть объектов они изготовляли собственноручно.
Светильник «CMYK» Дениса Паррена (Denis Perren) раскладывает свет на основные цвета спектра и создает из них новый причудливый узор
Возможно, голландский дизайн продолжал бы идти по пути все большей авангардности и концептуальности, однако суровая реальность не заставила себя ждать, разразился кризис, заставивший дизайнеров повернуть голову в сторону большей практичности и эстетичности.
В последние 10 лет голландский дизайн, сохранив свой своеобразный юмор и любовь к концептуальности, выработал новые принципы, которые позволили ему серьезно заявить о себе на мировой сцене.
Комод с рисунками-татуировками от голландской Studio Job
Основные принципы современного голландского дизайна:
- рациональность. Простые, легкие, удобные в использовании объекты и новаторское использования материалов, например, магнит, для крепления консольного столика к стене
- максимальное повторное использование. Максимальное повторное использование материалов, технологий и идей
- новая эстетика. В предметах голландского дизайна стало меньше эпатажа и больше красоты, некоторые объекты создаются исключительно для любования, а не для использования
- возвращение к природе. Этот принцип понимается буквально, так структура древесного листа становится прообразом строения предметов обстановки
- совершенство в несовершенстве. Голландцы преклоняются перед всем эксклюзивным и поэтому трещинки на керамической чашку, выдающие ее рукотворность, а не китайскую штамповку, только приветствуются
- DIY, сделай сам. Дизайнеры предлагают вам самостоятельно распечатать части стула на 3D принтере и собрать его вручную или же выпускают только набор креплений, позволяющих собрать знаменитую модель стула от Миса ванн дер Роэ (Mies van der Rohe) и ручек от обычной швабры.
Современные повторения еще одного знаменитого стула от Геррита Ритвельда, максимум простоты и функциональности
Ерун Юнте отметил, что в Голландии чрезвычайно высок интерес ко всем объектам, сделанным своими руками. По его словам, среди настоящих поклонников дизайна иметь вещи, изготовленные вручную, считается особенно престижным, такие вещи ценят и не жалеют на них средств. Даже если рукотворные предметы имеют мелкие огрехи и недостатки, они индивидуальны и именно этим особенно привлекательны. Этому способствует и специфика голландского дизайна, где предметы создаются дизайнерами вручную, с помощью 3D принтеров и т.п. технологий мелкими тиражами в собственных студиях. Таким образом, в предметах голландского дизайна соединяется ремесленное мастерство, индивидуальность и новаторский современный дизайн.