Дизайн в условиях кризиса. 10 идей, как дизайнеру выжить в кризис и найти новых клиентов
Начинающие и опытные дизайнеры интерьера рано или поздно сталкиваются с проблемой поиска новых клиентов, что становится особенно актуально в сложных экономических условиях, которые многие уже успели почувствовать на себе. Опытный дизайнер и автор нескольких книг, в том числе и недавно вышедшего пособия «Маркетинг для дизайнеров интерьера. 57 способов привлечь клиентов», Наталья Митина поделилась своим опытом и секретами привлечения заказчиков в условиях кризиса на встрече, которая прошла 3 декабря в Санкт-Петербурге в салоне SKOL.
Мы выделили 10 наиболее эффективных, по мнению Натальи и ее коллег, способов маркетинга в сфере дизайна интерьера, а также отметили несколько полезных советов и хитростей, которые наверняка могут оказаться полезными в работе дизайнера.
Автограф-сессия на презентации книги «Маркетинг для дизайнеров интерьера. 57 способов привлечь клиентов»
Заведите собственный сайт
На данный момент создать пусть и достаточно простой сайт-визитку с помощью готовых шаблонов или специальных платформ для блоггеров под силу даже начинающим и без особых затрат. Сайт не обязательно должен быть очень сложным по структуре, однако обязан содержать всю необходимую информацию о вас, контакты и примеры работ. Помните, что вы дизайнер, а значит, ваш вкус и стиль сайт должен демонстрировать также ясно, как и непосредственно ваши проекты. По словам Натальи Митиной, именно сайт приносит ей около 80% клиентов.
Не забывайте об использовании социальных сетей
Ни для кого не секрет, что использование социальных сетей давно уже стало мощным инструментом маркетинга практически в любой сфере бизнеса, однако пользоваться ими также надо с умом и чувством меры. Обилие навязчивой рекламы может лишь отпугнуть потенциальных клиентов. Рассказывайте о своем стиле жизни, не стесняйтесь размещать стадии работы различными проектами, рассказывать об интересных событиях, которые посещаете, а также выкладывать фотографии и эскизы своих работ. Такой подход не только будет рекламой, но и раскроет вашу личность, что немаловажно в работе дизайнера интерьера, который должен быть хорошим психологом.
Гостиная в стиле лофт, дизайнер Наталья Митина
Оказывайте услуги эконом-класса
В условиях кризиса не всегда удается найти крупные заказы и VIP-клиентов, к тому же, в любое время, далеко не каждый человек готов отдать обустройство собственного дома в чужие руки. Другое дело — получить небольшую консультацию у профессионала. Предложите своим потенциальным клиентам услуги эконом класса, экспресс-консультации с почасовой оплатой, они не займут много вашего времени, однако могут стать неплохим финансовым подспорьем и, возможно, привести к полноценному сотрудничеству по проекту.
Участвуйте в специализированных выставках
Выставки — отличный способ найти клиентов, пообщаться с коллегами, поставщиками, СМИ и заявить о себе. Однако для участия в такого рода мероприятиях потребуется оплата, и зачастую немалая, поэтому дизайнерам, неуверенным в своих финансовых возможностях, имеет смысл кооперироваться с друг другом или предлагать свои услуги стендам крупных производителей, которые достаточно охотно сотрудничают с дизайнерами.
Принимайте участие в конкурсах
Многие крупные мировые производители регулярно проводят конкурсы проектов мебели, светильников, аксессуаров и т.п. В случае победы вы не только получаете возможность заявить о себе на международной арене, но и получаете неплохой процент с продаж продукта, созданного по вашим эскизам. Размер роялти и крупных производителей может стать весьма приятным дополнением к бюджету.
Частный интерьер, город Рига. Дизайнер Наталья Митина
Участие в интерьерных премиях и конкурсах проектов, которые регулярно проводят различные сайты, журналы и компании. Даже если вы не станете победителем, организаторы самостоятельно позаботятся, чтобы о вашей работе узнало максимальное число потенциальных клиентов.
Сотрудничайте с тематическими изданиями
Глянцевые тематические издания — проверенный способ рассказать о себе целевой аудитории. Оплатить рекламу своей студии в тематическом журнале может быть достаточно накладно, а вот удачные дизайн-проекты издания публикуют бесплатно. Хотя, по словам Натальи, данный способ на практике оказывается менее эффективным, чем продвижение в сети Интернет, они способствуют улучшению имиджа и авторитета дизайнера.
Интерьер гостиной для TV программы «Квартирный вопрос», дизайнер Наталья Митина
Совет: не экономьте и не относитесь халатно к фотосъемке своих готовых проектов, ведь это ваше лицо! Для съемки интерьера вам наверняка понадобятся услуги профессионального фотографа, а также дополнительные аксессуары. Все личные вещи и фото жильцов перед съемкой надо попросить убрать, а вот о покупке подходящих цветов, фруктов, ваз и диванных подушек позаботиться придется вам лично. Впрочем, многие интерьерные и флористические салоны готовы одолжить свою продукцию для съемок или сдать ее на прокат.
Не бойтесь учить других и делиться опытом
Многие магазины, салоны и производители проводят различные акции и семинары, к которым охотно привлекают дизайнеров. Поделиться опытом, рассказать о своих проектах или провести мастер-класс может быть не только полезно в плане рекламы, но и стать дополнительным источником дохода.
Презентация книги Натальи Митиной в салоне SKOL в Санкт-Петербурге
Включите авторский надзор в стоимость
Такое решение может показаться рискованным и наверняка приведет к удорожанию стоимости проекта, однако, по словам Натальи Митиной, гарантировано принесет свои плоды. Дополнительный бонус не только может убедить сомневающихся клиентов, но и позволит проконтролировать все этапы работы, спокойно осуществить фотосъемку объекта, заработать на комиссионных от поставщиков и быть уваренным, что проект будет реализован таким образом, что вам не стыдно будет отправить его в журнал и опубликовать в своем портфолио.
Уделите пристальное внимание составлению договора
Договор об оказании вами дизайнерских услуг заказчику должен быть максимально точным, подробным и согласованным с опытным юристом. Ведь время — деньги, а тратить его на бесконечные переделки одного и того же проекта может быть более чем накладно. Опытные дизайнеры рекомендуют внести в договор пункт о том, что за оговоренную плату концепция проекта может быть переделана не более 3-х раз. Также сразу надо оговорить вопрос с авторским надзором.
Интерьер отеля, Москва. Дизайнер Наталья Митина
Используйте инновации и неожиданные решения
В стремительно развивающемся современном мире трудно сразу угадать, какие шаги, технологии или ресурсы принесут максимальную отдачу, так что для поиска новых клиентов имеет смысл максимально использовать любые возможности. Многие дизайнеры ищут заказчиков на специализированных форумах в Интернете, другие активно ведут свой аккаунт в Instagram или даже запускают собственное мобильное приложение с портфолио. Однако, даже в XXI веке «сарафанное радио» и рекомендации ваших клиентов, коллег и знакомых могут оказаться решающим фактором.
Совет: привыкайте всегда иметь при себе визитки со своими контактами и ссылкой на сайт с портфолио. Они могут пригодиться вам в самой неожиданной ситуации и будут выглядеть гораздо солиднее телефона, нацарапанного на вырванном из блокнота листочке.